Майк Шинода
Майк Шинода - виртуозный
пианист и мультиинструмен-
талист, но славен он не мас-
терством владения любимыми
инструментами, а поразитель-
ной способностью превращать
в музыкальный инструмент
и студийную "примочку", ка-
залось бы, неприспособлен-
ные для этого вещи. Напри-
мер, мобильный телефон, или
жесткий диск компьютера
После выхода четвертого альбома Linkin Park "A Thousand Suns" на одном из сотни сайтов поклонников (http://lptimes.com) развернулась настоящая музыковедческая дискуссия относительно роли вокалистов группы. Большинство уверено, что Честер Беннингтон придает композициям LP роковой драйв, меньшинство с таким выводом не соглашается и упрекает Честера в стремлении сделать звук группы "мягким и попсовым". При этом обе высокие спорящие стороны сходятся во мнении, что певец Майк Шинода "лучше бы помалкивал, все его выкрутасы с рэпом были хороши в начале карьеры LP, сейчас, когда группа поменяла концепцию, он только все портит".
Сами "парковые служащие" в полемике не участвуют, а яблоко раздора - Майк Шинода - периодически подбрасывает спорщикам все новые темы. Сразу же после заявления в телеинтервью о своих пристрастиях в рэпе, где прозвучали имена Jay-Z, Run-D.M.C., Wu-Tang, Шинода сообщил одному британскому изданию, что "воспитывался на музыке Led Zeppelin, U2 и The Police", и что самыми приятными и талантливыми "экстремалами" считает Nine Inch Nails! Там же английские поклонники Майка узнали, что певцом он себя никогда не считал, а "выкрутасы с рэпом" вызваны "намерением эпатировать публику". И, кстати, этот эпатаж - не спонтанный: все согласовано и с другими участниками, и с менеджментом!
"Майк владеет всеми мыслимыми и немыслимыми инструментами, - говорит легендарный продюсер Рик Рубин, вместе с Шинодой занимавшийся двумя последними дисками группы. - Не все знают, что он - фантастический пианист, но даже я не догадывался, что Майк виртуозно играет на флейте и ситаре, и запросто орудует на какой-то кошмарной японской штуковине со струнами и двумя мундштуками!" "Кошмарная штуковина" - это разновидность японского народного инструмента ямотоготошестиструнной цитры с функциями трубы, Шинода играл на ней в композиции "When They Come For Me" последнего альбома. Рубин уверен, что японец по отцу, Шинода научился играть на таких штуковинах еще в детстве, а Майк только смеется. "Если в тебе есть японская кровь, ты считаешься знатоком суши, саке, карате и театра Кабуки! Ни с чем таким я никогда не сталкивался, и хотя мой старик чистокровный японец, он родился в США, сырую рыбу ни разу в жизни не пробовал, на дудках играть не умеет, и меня научить не мог!"
Майк Шинода играет на пианино с шести лет, и когда он был в выпускном классе школы, мать - кстати, русская американка - предложила сыну поступить в консерваторию Лос-Анджелеса. Майк вспоминает, что на собеседовании какой-то профессор "послушал, как я играю, и дал совет: парень, ничему новому мы тебя не научим, ты готовый пианист! Больше слушай, думай над услышанным и играй свои мысли". Так Майк прислушался к джазу, классическому року и рэпу, и нашел какой-то свой общий знаменатель: когда он говорит, что любит и понимает Jay-Z, Led Zeppelin, Майлза Дэвиса и Стравинского, он не выпендривается, он правда их понимает. Майк не стал классическим пианистом, а окончил художественный колледж по специальности графический дизайн (он оформляет не только диски Linkin Park, но и альбомы коллег - например, рэперов Styles Of Beyond). К 21 году он уже освоил гитару, синтезатор и многие "штуковины", на которых в США и Европе играют считанные единицы.
И вот когда мы пришли к пониманию, что Майк Шинода - виртуозный мультиинструменталист, слово снова берет Рик Рубин. "Мне доводилось работать с разными музыкантами, которые добровольно брали на себя обязанности моих помощников в студии, - говорит маэстро. - Среди них попадались и звезды рока, из некоторых получались неплохие продюсеры. Но Майк - уникум, никогда прежде ни с чем подобным мне сталкиваться не приходилось! Ну, например, я прихожу в студию с ноутбуком, где у меня сведены музыкальные файлы-партии новой песни. А Майк приносит с собой мобильный телефон, в котором он перепрограммировал кнопки, и теперь его аппарат по Bluetooth соединяется и с микшерским пультом, и с моим компьютером! Мало того, этими самыми кнопками он может сыграть и партию гитары, и органа! У парня нет технического образования, и это простой мобильник - даже не ай-фон!"
По словам Рубина это неоспоримый бонус Linkin Park: "Иметь в составе такого универсального музыканта и продюсера в одном лице, значит быть впереди всех конкурентов! Вне студии даже я не могу конструировать сингл, не говоря уже о целом диске. А Майк монтирует композицию в концертном автобусе Linkin Park, в номере отеля или за столиком в кафе,и потом отсылает со своего телефона готовую вещь прямо в студию! Собственно, именно так и создавался альбом "A Thousand Suns": я принимал его послания в аппаратной и сводил материал. Когда группа пришла в студию, все уже было готово, мы лишь вносили легкие коррективы".
"Это самый передовой метод, - говорит Шинода, - всем студийным примочкам я предпочитаю телефон. Дома, в дороге - где угодно, я могу записать на него все, и после проверить результат на профессиональной аппаратуре. Да, мобильник дает плоский звук, но два других измерения очень просто добавить в студии". Как говорит Шинода, совет старого музыканта "слушать и думать над услышанным" стал его жизненной установкой:"A Thousand Suns" родился из осмысления музыки, которой я прежде никогда не увлекался - Хендрикс, The Moody Blues, The Who и даже "битлы"! Мы все так пропитались этими славными мелодиями, что даже Рик растерялся! "Я понимаю, когда такой материал приносят монстры вроде Тома Петти или Джонни Кэша, - сказал Рик, - я знаю, работал с ними. Но Linkin Park и мелодии!" По-моему, это самое главное: когда нам удается удивить не только себя, но и такого аса, как Рик Рубин, значит, у нас есть будущее! Значит мы еще на плаву!"
"Ровесник" №2 (584), февраль 2011г.
